г. Москва, Внуково,
Заводское шоссе, 19 ст 66
Время работы: 08:00 - 20:00
местоположение - иконка
телефон - иконка 4
Москва
телефон - иконка 5
СПБ
телефон - иконка 6
ДНР/ЛНР
телеграм - иконка шапка
емайл - иконка
ватсап- иканка шапка

Нерудные материалы для дорожного строительства

05.09.2024 г.

Повышение требований к состоянию автомобильных трасс вынуждает увеличивать добычу сырья для их прокладки и ремонта. К числу основных потребителей нерудных материалов относится сфера дорожного строительства. При этом стоит задача предотвращения истощения сырьевой базы.


Для подобных целей разрабатываются передовые технологии. Добытые в месторождениях материалы для строительства дорог используются в комплексе. В частности, в ход идут отсевы и отвалы, остающиеся при производстве щебня. Это позволяет снизить себестоимость создания дорожных сетей. Для сооружения их основания, бетонного или асфальтового покрытия наиболее широко используются дробленые горные породы, песок.

Технология пескоструйной обработки - фото 1

Какие бывают виды дорог

Предусмотрена классификация по ряду параметров. Так выделяют категории по значимости автомобильных путей. Это федеральные, региональные, местные и частные дороги. Принято разделение по разрешенным скоростным параметрам:


  • широкие автомагистрали — для транспорта, перемещающегося до 110 км/ч;
  • шоссе, соединяющие населенные пункты, характеризуется двухполосным движением по асфальту;
  • городские дороги ограничивают быстроту езды до 60 км/ч.

Виды определяются по типу покрытия.


  1. Асфальт и бетон.
  2. Гравийные дороги прокладываются от магистралей к предприятиям, домам, другим объектам. Не предназначены для быстрого перемещения.
  3. Грунтовый тип формируется из-за необходимости ехать по короткому маршруту. Такие пути накатывают колесами. Иногда они размываются дождями, исчезают под снежным покровом.

Разделение предусматривается для соответствия нормам проезда и условиям. Так существует три класса дорог. А именно, автомагистраль, скоростные и относящиеся к обычному типу. Последние делятся на категории. К первой относят автострады, автомагистрали. Ширина проезжей части превышает 15 метров. Имеется разделительная полоса для направлений, в каждом из которых не менее 2 полос. Допускается уклон вдоль пути 3%. Вторая категория характеризуется шириной 7,5 м, асфальтовым покрытием, уклоном до 4 %. Принято также отличать III, IV, V с полосой менее 3 м.

Материалы для строительства автомобильных дорог

Предъявляемые требования касаются необходимости сформировать покрытие, годное для перемещения транспортных средств. Но также важны параметры сцепления колес с поверхностью, переносимости нагрузок и скоростей, удобство. В общем случае используются песок, щебень, асфальтовая крошка, битый кирпич, утрамбованный грунт.


Применяемые нерудные строительные материалы (НСМ) различают в зависимости от типа пути. Создавая основу и покрытие, учитывают количество, толщину слоев, виды требуемых компонентов. Рассматривают, какая понадобится техника.


Выбор НСМ зависит от типа дороги. Подъезд к гаражу легко обустроить при помощи асфальтовой крошки. Прочность придают песок, щебень. Для объектов городской структуры годится асфальтобетон. Каждый вид отличается сроком службы. А также обладает комплексом преимуществ, имеет минусы.


По большей части материалы для дорожного строительства представлены асфальтобетонной смесью. Популярность объясняется оптимальным соотношением стоимости и характеристик. Вариант годится не для всех случаев. Поэтому различные задачи решаются применением других НСМ. Далее подробно рассматривается, из чего строятся дороги.

Песок


Данный компонент выступает как главным, так и второстепенным в строительстве. Это зависит от типа будущей дороги. Например, она может стать постоянной, временной, иметь определенное назначение.


Песок отличают следующие преимущества:


  • простота применения, достаточно лишь выравнивания, утрамбовки;
  • быстрое производство работ.

Отмечают и недостатки: срок службы зависит от интенсивности эксплуатации. Песчаная трасса размывается, материал сносится ветром. Требуется изрядная утрамбовка. В процессе сооружения дороги песок обычно применяется с укладкой асфальтобетона. Обеспечивается хорошая впитываемость влаги, норма амортизации.


ПГС


Материал представляет собой смесь гравия и песка. Первая составляющая может иметь природное происхождение. Такой тип ПГС применяется для отсыпки при строительстве дороги. А также при обустройстве дренажных каналов. Зерна свыше 5 мм должны содержаться в количестве от 5 %, не превышая 90 % веса.


Другая разновидность — обогащенная песчано-гравийная смесь. Из ПГС она переименовывается в ОПГС. Различают 5 групп с критериями норм соотношения гравия и песка. Применение — обустройство нижнего слоя основания дороги, дренаж. Из обогащенной смеси (ОПГС) строят временные пути, насыпи для них.


В наличии имеются преимущества:


  • стойкость к температурным перепадам;
  • успешное использование на пучинистых грунтах;
  • срок эксплуатации дольше, чем у песчаного типа дороги;
  • способность переносить значительную нагрузку от спецтехники.

К недостаткам относят пыльность при сухих условиях. Понадобится увлажнение.


Гравий


Выделяют различные фракции материала. Мелкие зерна имеют размер от 5 до 20 мм. Крупные достигают 70 мм. Подбор нужного типа гравия делают в зависимости от заданной нагрузки. Учитываются и иные условия эксплуатации.


Материал имеет недостатки:


  • мелкий гравий вызывает пыль при езде
  • дорога из гравия не предназначена для значительных нагрузок;
  • тяжелый транспорт оставляет колею;
  • дождь или тающий снег могут создать размытые пустоты.

В числе преимуществ материала — простота создания дороги. Из операций требуется лишь разравнивание, утрамбовка. При образовании ям или колеи можно досыпать нужное количество.


Асфальтовая крошка


Данный тип НСМ применяется для дорог, обустройства стоянок. Удобным образом организуются тротуары и площади, отличающиеся малой интенсивностью движения. Асфальтовая крошка включает в состав песок, щебень, битумную эмульсию.


Добавляются присадки. Минеральный порошок повышает долговечность покрытия, обеспечивает прочность. В принципе для получения материала перерабатывается асфальт.


Отмечают следующие плюсы:


  • простота создания покрытия путем выравнивания и утрамбовки;
  • материал не смывается дождем;
  • стойкость к температуре, холоду, жаре;
  • обеспечивается ровная поверхность.

Срок эксплуатации связан с интенсивностью перемещений транспорта. В среднем это период около 5 лет.


Недостатки: с течением времени материал проседает. Могут образоваться пустоты от ухода крошки в грунт.


Щебень


Такой НСМ различают по фракциям. Выделяют типы в зависимости от породы, из которой производят материал. Характеристики определяют область применения. Дорожные объекты создаются из гранитного щебня в виде крошки или отсева. То есть — с мелкой фракцией.


Данный материал годится для создания больших пешеходных троп до 120 см в ширину. Гравийным щебнем отсыпают полотно. Известняковый вид избирается для дорог под проезд спецтехники на стройплощадку.


К плюсам относят:


  • стойкость к износу;
  • способность выдерживать нагрузку;
  • прочность.

Продолжительность срока эксплуатации зависит от фракции, правильности укладки. Проводя работы, щебень распределяют по грунту с утрамбовкой. Долговечный результат достигается тщательной подготовкой основания. Учитывают число и толщину слоев.


Камень


Такой НСМ используется для создания бордюров. Но также большими преимуществами обладает натуральное покрытие. Престижной считают каменную брусчатку. Долговечная вымощенная дорога приобретает красивый вид. Материал идеален для скверов и садовых участков.


Например, гранит переносит большие нагрузки, перепады условий температуры и влажности, процессы окисления. Ему не страшны истирание, вибрация и удары. Брусчатку легко разобрать, если надо проложить коммуникации. Плюсом является соответствие экологии, отсутствие вредных выделений. Этого нельзя сказать про плавящийся в жару асфальт. Недостатками считают высокую цену, тщательность укладки.


К перечню можно добавить бетон, используемый для дорожного покрытия. В составе присутствует песок, смешиваемый с цементом и водой. Асфальтобетонная смесь — еще один тип материала. Состав готовится в разных соотношениях. Избирая виды НСМ, опираются на нужные критерии и особенности. Обычно учитывают комплекс факторов. Например, число проезжающих ежесуточно автомобилей и другое.

Возможно вам также будут интересны эти статьи